Н.А.Назарбаев: Казахстан имеет огромный потенциал для активизации экономического роста

 

Глава государства Н.А.Назарбаев принял участие в пленарном заседании IX Астанинского экономического форума.

В ходе пленарного заседания были подведены итоги нынешнего форума, проходящего под эгидой 25-летия Независимости Казахстана на тему: «Новая экономическая реальность: диверсификация, инновации и экономика знаний».

В пленарном заседании в качестве спикеров приняли участие признанные представители экспертного сообщества, политики, бизнесмены, руководители крупнейших финансовых структур. В их числе генеральный директор Всемирной торговой организации Р.Азеведу, президент Европейского банка реконструкции и развития С.Чакрабарти, основатель китайской компании в сфере интернет-коммерции AliBaba Group Д.Ма, директор Института земли Колумбийского университета и один из трех наиболее влиятельных экономистов мира по версии британского журнала The Economist Д.Сакс, профессор экономики Массачусетского технологического института, обладатель медали Джона Бейтса Кларка 2005 года Д.Аджемоглу. Также в ходе заседания было продемонстрировано специальное видео-обращение директора-распорядителя Международного валютного фонда К.Лагард. 


Казинформ распространяет полный текст выступления Президента Казахстана Н.А.Назарбаева на IX Астанинском экономическом форуме.

Уважаемые  дамы и  господа!

Нас всех интересует: что происходит в глобальной экономике? Думаю, многие из Вас согласятся, что мир входит в новый экономический цикл. Мы видим, что глобальной экономике не удаётся нащупать твёрдую основу для устойчивого развития. Темпы роста замедляются уже который год. В 2015 году мировой ВВП увеличился лишь на 3,1% - это худший посткризисный показатель. Падение цен на сырьевые ресурсы снизило доходы в странах-экспортёрах и одновременно усилило дефляционное давление в странах импортёрах. В итоге проиграли все.

В 2015 году чистый отток капитала с развивающихся рынков превысил 750 миллиардов долларов. В результате рост в этих странах существенно замедлился. В то же время приток капитала в развитые государства не обеспечил дополнительного роста. Значительная часть этого капитала направлялась не на новые продуктивные инвестиции, а на сделки по слиянию и поглощению.  Важно понимать, что эти дисбалансы появились не внезапно, а копились долгие годы. После того, как в 2008 году глобальный финансовый пузырь лопнул, они вырвались наружу.

Предлагаю обратиться к сути проблемы. На протяжении последних 30 лет мы были свидетелями невиданных прежде преобразований. Мировая экономика росла быстрыми темпами, и благодаря глобализации этот рост распространился практически по всему миру. Впервые в истории на первый план вышли развивающиеся рынки. Только за последние 15 лет совокупный ВВП развивающихся стран увеличился более чем в 4 раза, их доля в глобальной экономике удвоилась и в 2015 году составила порядка 40%. Разрыв между развитыми и развивающимися государствами по показателю ВВП на душу населения сократился с 20 до 9 раз. Это очень значимое достижение, учитывая, что в этих странах проживает более 6 миллиардов  человек. Однако динамичный рост мировой экономики не трансформировался в полноценное развитие.

Экономические выгоды распространялись неравномерно.Большие объёмы средств выводились из развивающихся стран и не реинвестировались. Колоссальными темпами росло неравенство в распределении доходов. Уровень жизни среднего класса оставался практически неизменным, тогда как наиболее обеспеченные граждане в разы увеличивали свои состояния.

Развитие человеческого капитала в бедных странах существенно отставало от требований новой экономики. К примеру, только 3,5% мировых образовательных расходов приходится на развивающиеся страны юго-восточной Азии и Африки, хотя там проживает 45% детей всего мира. В этих государствах около 50 миллионов детей вообще не посещают школы, а 250 миллионов учеников не обладают элементарной грамотностью.

Структурные реформы, направленные на формирование эффективных рыночных институтов, проводились крайне медленно. Сегодня мир охватил процесс глубоких технологических преобразований, который, по мнению экспертов, ведёт к четвертой промышленной революции. Коренным образом меняется сама основа экономического развития. Мы окончательно переходим от «экономики ресурсов» к «экономике знаний и инноваций». Вместе с тем, в большинстве развивающихся стран не сформировался внутренний потенциал для роста. И это, на мой взгляд, фундаментальная проблема, подрывающая долгосрочную устойчивость глобальной экономики. 

Уважаемые участники форума!

Мы сегодня находимся на некой развилке, и по какому пути будет проходить дальнейшее глобальное развитие, во многом зависит от слаженности действий всего мирового сообщества. Один из сценариев, по которому могут развиваться события, - это фрагментация мировой экономики.  В настоящее время у правительств и центральных банков все меньше возможностей для того, чтобы оживить экономическую активность. В этих условиях очень велик соблазн уйти в протекционизм и закрыться от внешнего мира. Мы уже видим множество отдельных примеров такой политики. Это касается создания отдельных торговых блоков, внедрения ограничений на движение капитала, взаимные санкции, расширение барьеров для торговли. На мой взгляд, это тупиковый путь, который в долгосрочном плане навредит всем странам, а в радикальной своей фазе приведёт к нарастанию конфронтации во всем мире.

Я прекрасно помню период «холодной войны», когда все делились по военным,  экономическим и политическим блокам. Когда здоровая идеология конкуренции, то есть «сделать лучше себя», подменялась противостоянием - «сделать хуже соседу». Только после падения «железного занавеса» мир вздохнул свободно, и международная экономика стала расти. Нельзя допустить отката назад и потерять эти достижения.

Глобализация стала естественной и необратимой. Кризис с беженцами в Европейском союзе наглядно показал, что в современном мире нельзя обеспечить благополучие страны, когда вокруг тебя нестабильность, войны и разруха. Я считаю, что нам необходимо выбрать другой путь -  «инклюзивную глобализацию», где экономический рост будет эффективно трансформироваться в развитие каждой страны и повышение благосостояния населения. Только такой рост мировой экономики будет являться устойчивым, и к нему мы должны стремиться. Это путь долгой, сложной и болезненной трансформации, которая потребует совместных усилий на глобальном уровне и координации действий на уровне национальных экономик.

Я вижу ряд глобальных инициатив, которые помогут сформировать потенциал роста.

Во-первых, мы должны уделить главное внимание развитию человеческого капитала в развивающихся и беднейших странах. Никакое государство не сможет развиваться без грамотных, образованных, здоровых и предприимчивых людей. Мы по своему опыту знаем, насколько тяжело выстроить эффективные системы образования и здравоохранения - это требует терпения, знаний и огромных инвестиций. Я считаю, что Казахстан хорошо продвинулся в этих сферах. Однако существует большое количество стран, которым это не удалось. Для решения данной проблемы предлагаю под эгидой ООН сформировать Фонд развития человеческого капитала. Главной его задачей должно стать улучшение качества образования и здравоохранения в беднейших странах. По данным ЮНЕСКО, порядка 50 млрд. долларов в год требуется для того, чтобы  обеспечить всеобщее базовое образование в беднейших странах. Эта проблема может быть решена только за счёт совместных усилий международного сообщества.

Во-вторых, нужно создать все условия, чтобы экономический рост регенерировался, то есть доходы реинвестировались в новые производства, развитие образования, здравоохранения и инфраструктуру, а не переводились в спекулятивные финансовые инструменты или оседали в оффшорных зонах. Сегодня, по оценкам экспертов, на оффшорных счетах хранится от 30 до 40 триллионов долларов. Введение даже однопроцентного глобального налога на эти активы  позволило бы вывести образование и здравоохранение в развивающихся странах на качественно новый уровень. Средства от этого налога можно было бы направить в вышеупомянутый Фонд развития человеческого капитала. Считаю, что Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк должны предложить  эффективные меры по деоффшоризации глобальной экономики.

В-третьих, сегодня в погоне за экономической выгодой упускаются комплексные вопросы окружающей среды. Глобальная инициатива по противодействию климатическим изменениям очень важна, но нельзя забывать и о других проблемах. Предлагаю на базе Парижского соглашения разработать Дорожную карту по развитию «зелёной» экономики и рациональному использованию природных ресурсов. Она должна предусматривать не только сокращение вредных выбросов в атмосферу, но и меры по сохранению земель, пресных вод, биосреды. При этом обязательства на себя должны брать не только страны, но и глобальные корпорации. Киотский протокол и Парижское соглашение, которое пришло ему на смену в прошлом году, устанавливают обязательства стран по сокращению выбросов CO2. В то же время, вопросы водных ресурсов, сохранения биосреды, недопущения деградации земель, эффективного природопользования решаются только на национальном и региональном уровне. Глобального диалога по этим вопросам не существует. Кроме того, все существующие форматы предполагают участие стран, в то время как ТНК также являются крупными природопользователями.

В-четвертых, важно, чтобы каждая страна на национальном уровне проводила масштабные структурные реформы.

Дорогие друзья!

Казахстан - молодое государство, в текущем году мы отмечаем 25-летие нашей независимости. За четверть века мы преодолели путь от государства, которого не существовало на карте, к стране со средним уровнем дохода, входящей в 50-ку наиболее конкурентоспособных стран мира. За этот период нам удалось полностью перейти  от отсталой экономической системы с административно-командным управлением к открытой рыночной экономике. Преобразования были очень трудными и болезненными, многое предстоит ещё сделать. Однако главным результатом проведённых реформ стало кардинальное улучшение благосостояния наших граждан.

За годы независимости в долларовом выражении ВВП Казахстана вырос в 20 раз, средняя заработная плата - в 17 раз. Было создано около 2 миллионов рабочих мест. При динамичном экономическом росте мы не допустили чрезмерного разрыва в доходах. В значительной степени сократилась бедность. Если в начале 90-х каждый третий в Казахстане проживал за чертой бедности, то сегодня уровень бедности ниже 3%.

На волне экономического подъёма мы не поддались всеобщей лихорадке потребления. Главными приоритетами для нас были и остаются инвестиции в человеческий капитал, развитие инфраструктуры, индустриализация и сбережения для будущих поколений казахстанцев. За годы независимости построено порядка 1400 школ и 1300 объектов здравоохранения. Расходы на социальную сферу за годы независимости выросли с 6% до более чем 10% ВВП. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено более 100 миллионов квадратных метров жилья, обеспеченность населения жильём увеличилась в полтора раза. Построено и реконструировано 10,5 тысячи  километров автомобильных дорог республиканского значения. По программе индустриализации за 6 лет введено 900 проектов на сумму 3,8 триллиона  тенге, создано 85 тысяч постоянных рабочих мест. Объём международных резервов страны, включая средства Национального фонда, составил 95 миллиардов долларов и увеличился до 50% к ВВП.

Нам удалось наладить эффективное сотрудничество с ведущими транснациональными корпорациями. За годы независимости в Казахстан было привлечено 255 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это является показателем доверия к нашей стране и  проводимым реформам.

Казахстан всегда являлся сторонником интеграции и взаимодействия, поддерживал  идею создания Евразийского экономического союза. Сегодня ЕАЭС уже реальность и объединяет 5 стран с населением более 180 миллионов человек. В 2015 году Казахстан стал полноправным членом Всемирной торговой организации.

 

Уважаемые дамы и господа!

В прошлом году мы приступили к пяти важнейшим институциональным реформам. Эти преобразования направлены на формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализацию и экономический рост, сплочение казахстанцев в нацию единого будущего и обеспечение транспарентности и подотчётности государства. Был принят План нации «100 конкретных шагов», для его реализации уже изменено законодательство.  Это главный ответ тем негативным трендам, которые происходят в мире. 

Казахстан реализует долгосрочную Стратегию развития до 2050 года, основной целью которой является вхождение в 30-ку развитых стран мира. Ключевая задача предстоящего десятилетия - формирование принципиально новой модели развития страны. Казахстан имеет огромный потенциал для активизации экономического роста и укрепления конкурентоспособности. Мы не будем ставить своё долгосрочное процветание и устойчивость в зависимость исключительно от природных ресурсов, которыми богата наша страна. В этой связи основной задачей является формирование новых драйверов экономического роста, дальнейшая индустриализация, становление современной экономики с преобладающим частным сектором, высоким уровнем доходов населения и качества человеческого капитала.

Экономический рост будет обеспечиваться преимущественно ростом производительности труда, частных инвестиций и конкуренции. Формирование новой экономической модели развития заложит основу структурных изменений во всех сферах. В государственном секторе мы сконцентрируемся на повышении эффективности проводимой политики и снижении доли участия государства в экономике до 15% от ВВП по опыту стран ОЭСР. В реальном секторе экономики  наша основная задача - укрепление рыночных институтов, развитие свободной конкуренции и стимулирование частной деловой инициативы.  В социально-общественной сфере мы продолжим активно инвестировать в развитие человеческого капитала, при этом чётко разграничим  ответственность государства, бизнеса и граждан.

Уважаемые участники форума!

Казахстан за свою сравнительно небольшую историю преодолел множество экономических потрясений - от полномасштабного экономического коллапса 90-х годов до всесторонних внешних шоков 2000-х годов. Наши главные принципы - экономический прагматизм, последовательность в реализации реформ и акцент на росте благосостояния граждан - позволили нам пройти через все трудности и сделали нас сильнее.

Сегодня все страны переживают сложности, и важно не давать волю национальному эгоизму, а совместно находить пути по преодолению стоящих перед миром вызовов. Существуют различные форматы международного диалога: G-7, G-20. Проводятся  глобальные и региональные экономические форумы, как, например, в Давосе, Боао, наша встреча в Астане. Важно обеспечить согласованность и координацию практического внедрения вырабатываемых решений. При этом нужно учитывать мнение всех стран. Назрела необходимость в структуре ООН или под его эгидой создать специальный комитет, который обеспечит такую координацию. Предлагаю активно  использовать действующую в Казахстане виртуальную интерактивную площадку «G-global», которая объединяет более 30 тысяч экспертов из 140 стран.

Завершая своё выступление, хочу поблагодарить всех участников форума за плодотворную работу. Ее итоги идут в общую копилку глобального развития.  Желаю всем участникам и гостям Форума крепкого здоровья и успехов!