О судебной системе Республики Казахстан

 

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан правосудие в Республике осуществляется только судом.

Судебная власть принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

 

Краткийобзор  становления и модернизации судебной системы

С момента обретения независимостиРеспублика Казахстан за короткий по историческим меркам срок преодолела большой путь становления суверенного, демократического, правового государства.

Конституционным законом1991 года «О государственной независимости» и Конституцией Республики Казахстан 1993 года судебная власть была признана одной из ветвей государственной власти.

Ключевую роль в развитии страны сыграло принятие в 1995 году действующей Конституции, определившей стратегические направления развития общества и государства, закрепившей основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также новую систему государственных институтов.

Конституция заложила основные правилао судоустройстве и порядке работы судов республики, принцип единства судебной системы, гарантии независимости судов и судей, их статус и роль в вопросах защиты прав и свобод человека.

Указом Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан» от 1995 года, а затем Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 2000 года каждому гарантирована судебная защита от любых неправомерных посягательств, решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающихправа, свободы и законные интересы.

Концепция правовой политики Республики на 2002 – 2010 годы, принятая в 2002 году, предусматривала расширение сфер судебной защиты прав граждан и повышение доступа к правосудию.

В рамках ее реализации были образованыспециализированные межрайонные экономические, административные суды, суды по делам несовершеннолетних и суды по уголовным делам.

Был принят Закон о разграничении подсудности, направленный на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Конституционными изменениями 2007 года отменена смертная казнь за совершение преступлений, за исключением терроризма, повлекшего гибель людей, и особо тяжких преступлений в военное время; введено судебное санкционирование ареста, которое стало  важным механизмом защиты конституционных прав граждан.

Дальнейшее развитие системы правосудия определено Главой Государства в Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года, главной целью которой поставлено войти в число 30-ти самых развитых государств мира и Плане Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех».

Объявленный в 2015 году План нации предусматривает институциональные реформы по пяти основным направлениям: 1) формирование современного государственного аппарата; 2) обеспечение верховенства закона; 3) индустриализация и экономический рост; 4)  формирование нации единого будущего; 5) создание подотчетного транспарентного государства.

Важной частью реформ, направленных на обеспечение верховенства закона,  стали меры по модернизации судебной системы.

Так, в краткие сроки была проведена оптимизация инстанций судебной системы, путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к трехзвенной. Функции суда кассационной инстанции были переданы из областных судов в  Верховный Суд, надзорная инстанция упразднена.

В Верховном Суде образована специализированная коллегия по рассмотрению инвестиционных споров иМеждународный совет для внедрения лучшихзарубежных практик.

Для повышения профессионального уровня судейского корпуса, усовершенствована система отбора судей, повышены квалификационные требования как к кандидатам, так и к действующим судьям.

Реорганизована структура Судебного жюри, кардинально реформирован Высший Судебный Совет, который стал самостоятельным государственным учреждением по отбору и выдвижению судейских кадров, с собственным аппаратом.

Создана Академия правосудия при Верховном Суде, в составе которой будут функционировать специализированная магистратура, институт повышения квалификации  судей и научно-исследовательский центр.

Принят новый Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2016 года, который предусматривает удобный и быстрый порядок рассмотрения гражданских дел, ориентированный напримирение сторон, широкое использование информационных технологий в судопроизводстве.

К существенным новеллам Кодекса можно отнести расширение перечня дел, рассматриваемых вупрощенном производстве, введение судебной медиации, партисипативнойпроцедуры,введение института исполнительной надписи. Кодексом повышены требования к стадии подготовки дела к судебному разбирательству, установлена ответственность за затягивание  рассмотрения дела сторонами посредством возложения судебных расходов,  расширена подсудность ювенальных судов, минимизировано участие прокурора.

Внесены коррективы в действующую с 2015 года модель уголовного судопроизводства,предусматривающие  расширение сферы применения суда присяжных заседателей и полномочий следственных судей.

Одной из важных мер стало внедрение обязательной аудио-, видеофиксации всех судебных процессов, в связи с чем повсеместно залы судебных заседаний оснащаются современным оборудованием.

 

Судоустройство

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Органами Верховного Суда являются:

-пленарное заседание;

- президиум пленарного заседания;

-судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия поуголовным делам;

- специализированная судебная коллегия.

К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (суды городов Астана и Алматы, военный суд) - (далее – областные суды), районные и приравненные к ним суды (городские суды, межрайонные специализированные суды).

Областной суд является судебным органом апелляционной инстанции по гражданским, уголовным и иным делам, отнесенным к его подсудности.

Органами областного суда являются:

- пленарное заседание;

- президиум пленарного заседания;

- судебная коллегия по гражданским делам;

-судебная коллегия по уголовным делам.

На сегодняшний день в Казахстане функционирует 371суд. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и приравненных к ним судов, 353 районных суда (включая  специализированные:10 военных, 16 экономических, 26 административных, 17 по уголовным делам и 19 по делам несовершеннолетних.

 

Судопроизводство

 

Первая инстанция

Согласно процессуальному законодательству, все судебные дела рассматриваются и разрешаются районными судами, за исключением дел, отнесенных к исключительной подсудности специализированных судов и Верховного Суда.

Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают гражданско-правовые споры, затрагивающие интересы несовершеннолетних, а также дела о правонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними.  

Военные суды рассматривают гражданские дела об обжаловании военнослужащими действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть. Этим же судам подсудны дела о воинских преступлениях.

Специализированные административные суды рассматривают основную массу дел об административных правонарушениях, за исключением дел, отнесенных к подсудности других специализированных судов.

Специализированным межрайонным судампо уголовным делам подсудны дела об особо тяжких преступлениях, здесь могут рассматриваться дела с участием присяжных заседателей.

Специализированный межрайонный военныйсуд по уголовным делам разрешает делаоб особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими.

С созданием специализированного правосудия по инвестиционным спорам с января 2016 года, суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам.

Верховному Суду подсудны гражданские дела с участием крупных инвесторов, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Центральной комиссии референдума.

 

Апелляционная инстанция

Функции апелляционной инстанции возложены на судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам областных судов, пересматривающие не вступившие в законную силу судебные акты в коллегиальном составе не менее трех судей.

Жалобы на отдельные судебные акты (вынесенные в упрощенном (письменном) производстве, либо которыми спор не разрешается по существу) рассматриваются судьей апелляционной инстанции единолично.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме. Суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и представленным материалам проверяет правильность установления фактических обстоятельств дела, применения и толкования норм материального права, а также соблюдение процессуального закона.

В гражданском судопроизводстве новые доказательства принимаются, если суд апелляционной инстанции признает, что невозможность их представления в суд первой инстанции вызвана уважительными причинами.

Что касается дополнительных материалов в  апелляционной инстанции по уголовному делу, то представляющее их лицо обязано указать, каким путем они получены и чем вызвана необходимость  их представления, а также обосновать необходимость восполнения судебного следствия, проведенного судом первой инстанции.

Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора, постановления в той части и только в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или протест.

Судебные акты суда апелляционной инстанции вступают в законную силу со дня их оглашения.

 

Кассационная инстанция

Вступившие в законную силу судебные акты местных и других судов в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования, а также судебные акты специализированной судебной коллегии Верховного Суда могут быть пересмотрены в кассационном порядке.

Предусмотрена процедура предварительного рассмотрения ходатайства о пересмотре судебного акта, для решения вопроса о вынесении судебного дела на рассмотрение кассационной инстанции.

Правила о предварительном рассмотрении не распространяются на представление Председателя Верховного Суда, протест Генерального Прокурора, представление председателя областного суда об устранении возникших противоречий в судебной практике, а также на ходатайства лиц, осужденных к смертной казни или пожизненному лишению свободы, или их защитников.

Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актовпо имеющимся в деле материалам, в пределах доводов ходатайства, представления, протеста.

Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его оглашения.

 

Особенности судопроизводства по гражданским делам

В целом производство в суде первой инстанции состоит из упрощенного, искового, особого искового, особого, исполнительного производства и производства по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка. Для каждого производства определены категории, порядок и процессуальные сроки рассмотрения дел - от 3 до 105 дней.

Четкая регламентация примирительных процедур в отдельной главе нового ГПК, введение нормы о возврате из бюджета уплаченной госпошлины в случае окончания дела примирением, будут стимулировать стороны к мирному разрешению спора. Наряду с этим расширен перечень споров, требующих обязательного досудебного урегулирования, введен упрощенный порядок обращения к исполнению досудебных соглашений, что в конечном итоге будет способствовать уменьшению судебной нагрузки, стимулировать добросовестное и добровольное исполнение обязательств участниками правоотношений.

Для повышения оперативности и эффективности правосудия расширен перечень требований, подлежащих рассмотрению в приказном производстве, введена упрощенная (письменная) форма судопроизводства, максимально расширен круг вопросов, разрешаемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, введено коллегиальное рассмотрение дел в апелляционной инстанции.

Сокращение числа судебных инстанций по некоторым категориям дел, минимизация оснований направления дел на новое рассмотрение избавят стороны от вероятности  неоднократного прохождения судебных инстанций, позволят повысить стабильность судебного решения.

Создание специализированного правосудия по инвестиционным спорам позволит обеспечить качественно новый уровень правовой защиты инвестиций и предпринимательства.

Основными приоритетами реформы гражданского судопроизводства определены повышение оперативности судопроизводства, уровня доверия населения к судебной системе, создание благоприятного инвестиционного климата, снижение конфликтности в обществе, обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений.

 

Особенности судопроизводства по уголовным делам

Новая модель уголовного судопроизводства, введенная в действие с 2015 года, направлена на дальнейшую гуманизацию, снижение репрессивности уголовно-правовых механизмов и формирование восстановительного правосудия.

Новым Уголовным кодексом была введена двухзвенная система уголовно-наказуемых деяний, включающая преступления и уголовные проступки. При этом сделан акцент на применение к нарушителям санкций экономического характера. За уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь – общественные и исправительные работы.

В уголовный процесс введены институт заключения процессуального соглашения, понятие «досудебное расследование». Кардинально упрощено досудебное производство, сторонам которого  созданы равные условия, исключены институт доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, а также возвращение судом дел на дополнительное расследование.

Существенно расширен судебный контроль: все следственные действия, затрагивающие конституционные права и свободы человека, осуществляются с санкции следственного судьи. Перечень следственных действий, санкционируемых судом, дополнен с 2016 года такими действиями, как осмотр, обыск, личный обыск и выемка.

 

Особенности административного судопроизводства

С 2015 года действует новый Кодекс об административных правонарушениях. В настоящее время Верховным Судом ведется разработка проекта Административного процессуального кодекса.

Как предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, в контексте развития административно-процессуального права должен быть рассмотрен вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). То есть, подлежит рассмотрению вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера.

В перспективе, административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия, наряду с уголовным и гражданским судопроизводством.

 

Анализ текущих результатов показывает эффективность поступательных и системных реформ в судебной системе. В последние годы число рассматриваемых в судах дел превышает 1 млн., при этом остается стабильно высоким показатель качества судебных решений. По итогам 2015 года 98,6% всех вынесенных по республике судебных актов признаны законными и обоснованными.

 

Отбор и назначение судей

Отбор кандидатов на судейские должности в Казахстане осуществляется на конкурсной основе.

Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

Председатели и судьи местных судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации этого же органа.

Высший Судебный Совет является постоянно действующим независимым органом, созданным в целях обеспечения конституционных полномочий президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан.

Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, Министр по делам государственной службы, председатели соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначаются членами Совета по должности.

В состав Совета могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители Союза судей.

Судьи и судьи в отставке составляют половину членов Совета, при этом обеспечивается равное представительство судей Верховного Суда, судей в отставке областных судов и районных судов.

Функции и полномочия Совета урегулированы специальным законом.

Основные квалификационные требования к лицам, претендующим на судейские должности, закреплены в Конституции.  При этом предусмотрено, что законом могут быть установлены дополнительные требования.

В настоящее время, судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший 25 лет; имеющий высшее юридическое образование; стаж не менее 5 лет в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее 10 лет стажа работы по юридической профессии;сдавший квалификационный экзамен;успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы, либо обучение в специализированной магистратуре Академии правосудия; представивший результаты полиграфологического исследования, медицинского освидетельствования и получивший положительное заключение пленарного заседания областного суда.

Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, из них стаж работы судьей не менее 5 лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда и поручительство в письменной форме двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 20 лет, из них не менее 10 лет стажа работы судьей, в том числе 5 лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного Суда и письменное поручительство от двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.

 

Судебное жюри

Одной из принципиально важных мер, реализованных в 2015 году, стало введение оценки профессиональной деятельности судей, которая проводится по истечении первого года работы в должности судьи, а затем – каждые последующие 5 лет, а  также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должности председателя суда, председателя судебной коллегии.

В этих целях реорганизовано  действующее Судебное жюри, с созданием в его структуре дисциплинарной и квалификационной комиссий.

Этот же орган наделен полномочиями по рассмотрению жалоб граждан на действия судей; вопросов подтверждения права судьи на отставку и прекращения отставки,а также вопросов дисциплинарной ответственности судей.

 

Судебное образование

Важное значение в повышении профессионального уровня судей имеет организация непрерывного судебного образования.

Повсеместно при областных судах созданы учебные центры, для проведения обучающих мероприятий для судей. В отношении вновь назначенных судей  реализуются программы наставничества, а также при содействии Союза судей – программы менторства.

Действующие судьи периодически проходят стажировки в вышестоящих судах, а также  обучение на курсах повышения квалификации.

С созданием в феврале 2016 года Академии правосудия при Верховном Суде, планируется проведение собственных научных исследований, что обеспечит более тесную связь между теорией, обучением и практикой, развитие научно-методической базы для подготовки и переподготовки судейских кадров в республике.

 

Судейская этика

Наряду с вопросами профессиональной подготовки большое внимание уделяется вопросам морально-нравственного облика  судьи.

Разработан новый Этический кодекс судьи. Завершена процедура согласования проекта с судейским сообществом,  его текст был одобрен на заседании Международного совета при Верховном Суде и опубликован на Интернет-ресурсе судебных органов для обсуждения. По инициативе Верховного Суда ведутся консультации по проекту с экспертами Венецианской комиссии Совета Европы.

Принятие кодекса планируется на VII съезде судей в октябре 2016 года.

 

Меры по внедрению передовых международных стандартовв практику казахстанских судов

Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов и Всемирным Банком.

Признанием проводимой судейским сообществом Казахстана работы, направленной на обеспечение прав и свобод граждан, явилось принятие РОО «Союз судей Республики Казахстан» в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей. Это оказывает благоприятное воздействие на дальнейшее интегрирование казахстанского правосудияв мировую правовую систему, позитивно отражается на уровне правовой защищенности и благополучии казахстанских граждан.

Вместе с тем, для внедрения лучшей международной практики, совершенствования правового регулирования деятельности и правоприменительной практики судов при Верховном Суде работает Международный совет в качестве консультативно-совещательного органа. Это первый опыт создания такого органа в судебной системе.

Законодательно закреплено право суда запрашивать заключение ученых и специалистов Международного совета при рассмотрении инвестиционных споров.

Постановлением пленарного заседания Верховного Суда в январе2016 года утверждено Положение о Международном совете, его количественный и персональный  состав из 12 членов. В состав совета вошли казахстанские и зарубежные юристы, ученые и судьи, возглавляет совет Председатель Верховного Суда Мами К.А.

Среди членов совета – г-н Марк Биир – регистрар судов Дубайского международного финансового центра, президент Международной ассоциации по судебному администрированию, г-нКуртис Мастерс – директор филиала компании «Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс, Лимитед», сопредседатель рабочей группы по вопросам законодательства, секретарь правления Ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов», г-нЙоргПуделька – глава представительства GIZ в Казахстане, судья административного суда г.Берлин, руководитель программы «Содействие правовой государственности в странах Центральной Азии» и другие авторитетные лица.

В предстоящий период совет планирует изучение и выработку рекомендаций по таким направлениям, как совершенствование судебного образования, информатизации судов, защита интеллектуальной собственности, взаимодействие с иностранными судами и арбитражами, развитие альтернативных способов разрешения споров.

Одним из важных направлений деятельности станет содействие созданию суда Международного финансового центра «Астана», для разрешения споров, возникающих между участниками Центра, органами Центра и (или) их иностранными работниками,  касающихся любой операции, осуществленной в Центре и подчиненной праву Центра и переданных суду Центра по соглашению сторон.

Суд Центра, создание которого планируется в 2017 году на примере суда Дубайского финансового центра, будет независим в своей деятельности и будет действовать на основе англосаксонской системы права.Также планируется создание собственного коммерческого арбитража.

 

Международные рейтинги

На сегодняшний день судебная система демонстрирует достаточно хорошую эффективность в вопросах обеспечения верховенства права.

Показатели судебной системы РК растут по всем наиболее значимым международным рейтингам. Так, в истекшем году на 14 позиций (с 86 до 72) Казахстан поднялся по индексу «Независимость судов» в Глобальном индексе конкурентоспособности.

Улучшены на шесть пунктов (с 71 на 65) показатели в мировом рейтинге верховенства права, составляемом Международной неправительственной организацией WorldJusticeProject.

По рейтингу Всемирного банка «DoingBusiness» оценка работы судов республики по эффективности разрешения споров поднялась в истекшем году на 5 позиций и занимает 9 место среди 189 стран.

Дополнительно в качестве внутренней и внешней оценки судебной деятельности проводятся социологические опросы различных категорий респондентов. Так, программой развития ООН совместно с Центрами исследования правовой политики и изучения общественного мнения в 2015 году было проведено независимое социологическое исследование среди участников судебных процессов.

В ходе исследования опрошено более 12 тысяч  респондентов из разных регионов Казахстана. Результаты соцопроса свидетельствуют о высоком показателе удовлетворенности граждан деятельностью судов, который составил 71,3%.

Аналогичная работа проводится и в 2016 году, в апреленачато on-lineанкетирование пользователей сервиса «Судебный кабинет», на сегодняшний день число респондентов превысило порядка 10 тысяч.

 

Применение информационных технологий в судопроизводстве

В последние годы принимаются активные меры по внедрению в судах передовых информационных технологий, которые повышают оперативность и прозрачность правосудия. Главный ориентир сделан на создание удобных, простых и понятных для населения инструментов, позволяющих максимально комфортно контактировать с судами в любое удобное время.

Информатизацией охвачены все этапы судебной деятельности, начиная от принятия документов, автоматизированного распределения исков и дел, судебного разбирательства, до выдачи решений и исполнительных документов.

Так, посредством сервиса «Судебный кабинет» реализуется прием электронных исковых заявлений. За последний год обновлено шесть разделов сервиса, теперь стало возможным подавать электронные апелляционные жалобы, кассационные  ходатайства и другие заявления, осуществлять поиск судебных дел и получать информацию о ходе их рассмотрения, обращаться по вопросам  апостилирования официальных документов, исходящих из судебных органов.

Мобильная версия данного сервиса позволяет в on-lineрежиме получать информацию о назначенных судебных заседаниях, просматривать электронные документы, скачивать их на мобильное устройство, отслеживать их текущий статус, создавать события в календаре, вносить сведения о судебных заседаниях, в которых участвует пользователь.

За 2015 год42% исков в суды Казахстана поступило посредством «Судебного кабинета», в электронном виде. Участникам процессов отправлено свыше 6,5 миллионов электронных уведомлений (о поступлении иска, о назначенной дате рассмотрения, о вынесении судебного акта и т.п.).

Одним из ключевых нововведений является внедрение новой информационной системы «ТӨРЕЛІК», объединившей  все электронные сервисы Верховного Суда.

Кроме того, информационная система судов интегрирована с системами других государственных органов, что позволяет обеспечить максимально оперативный и экономичный доступ к информации.

В результате, меры по информатизации позволяют выполнить несколько задач: эффективно организовать работу судей; значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод; обеспечить механизмы контроля и сбора аналитической информации; минимизировать влияние человеческого фактора и непроцессуальных контактов в текущей деятельности судов.

В судах республики активно внедряются   системы аудио-, видеофиксации судебных процессов. На сегодняшний день, 83% залов судебных заседанийоснащены современным техническим оборудованием, которое одновременно позволяют обеспечить дистанционное участие в судебном процессе.

Применение систем видеоконференцсвязи позволит рассматривать уголовные дела без этапирования подсудимых лиц. Кроме того, это позволит привлекать к рассмотрению других участников процесса из разных регионов страны, что создает значительную процессуальную экономию.

Все большее значение придается использованию информационных технологий для аналитических целей, для формирования единой судебной практики. Одной из новых разработок в этом направлении является сервис «Форум «Талдау», который содержит банк судебных актов, обобщения судебной практики, справочную информацию, нормативные постановления Верховного Суда, сгруппированные по категориям дел.

 

Обеспечение деятельности судов

В соответствии с Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда, местных и других судов осуществляются уполномоченным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан.

Создание специального государственного органа с такими функциями расценивается как важная мера по обеспечению независимости правосудия, исключению любых рычагов внеправового влияния на суды со стороны  исполнительных органов.

Действующий при Верховном Суде Департамент по обеспечению деятельности судов и его территориальные подразделения в регионах - администраторы судов областей и военного суда, успешно выполняют функции по кадровому, информационно-аналитическому,  правовому, финансовому и материально-техническому обеспечению судов, ведению судебной статистики, информатизации судов, организации правовой помощи, развитию международных связей и иные возложенные на них полномочия.

 

На сегодняшний день казахстанская судебная система отвечает всем требованиям правового государства и успешно выполняет задачи по обеспечению соблюдения  Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Верховным Судом, с учетом возникающих новых вызовов по реализации общенациональных стратегических планов развития Казахстана продолжается  дальнейшая модернизация системы правосудия на основе предшествующего опыта и передовых международных стандартов.

 

 

Верховный Суд

Республики Казахстан